Китай имеет одну из наиболее протяженных границ среди всех стран мира и постоянно стремится урегулировать вопросы спорных пограничных территорий со всеми соседями. Основной геополитический метод данного урегулирования – обеспечение транспортной инфраструктуры через границы – автомобильные и железные дороги, трубопроводы и т.д. А это означает определенный сдвиг в международных отношениях азиатского региона в сторону традиционной восточной модели, дополнительные инвестиции для развития по схеме восточной модели, которая, впрочем, существовала и работала до прихода туда европейцев. Тибетское царство и Синьцзян уже включены в состав КНР, в отношениях с Вьетнамом и КНДР ведется культурная дипломатия и развития агрессивной политики пока не заметно.
С приходом нового времени транспортная сеть стала одним из важнейших инструментов геополитики, а железнодорожная инфраструктура является неотъемлемой её частью. Вместо шелкового пути средних веков проложены многочисленные путепроводы через всю Евразию. Когда масса дешевых и конкурентоспособных китайских товаров наводнит Европу, а поток нефти из России и стран ближнего востока снизит ценность Малаккского пролива в разы, с уверенностью можно будет сказать, что схема заработала.
Кризис Евросоюза показал все прелести глобализации, зависимости всех от одного и прочие прелести свободного рынка. Сохранится он или нет, не столь важно, но перемены неизбежны и Китай одно из тех государств, что, несомненно, воспользуется выгодой от этих перемен.
В самом Китае сеть железных дорог довольно развита и связывает Пекин с основными промышленными (Шанхай, Нанкин) и сельскохозяйственными (дельта Жемчужной реки) регионами, а также крупными узловыми региональными центрами. За границей Китая крупными транспортными узлами являются Пусан (Корея) и Фукуока (Япония).