Актуальным этот вопрос станет с 1 января 2013 года для всех транспортных средств, которые имеют разрешенную массу, превышающую 12 тонн. Несогласным добровольно вносить плату и предпочитающим бесконтрольный проезд по федеральным дорогам, грозит приличный денежный штраф. «Росавтодор» не намерен заново изобретать велосипед, а возьмет за основу успешно действующую зарубежную систему, где автобаны оснащены встроенной в проезжую часть рейкой, которая при наезде на нее транспортного средства отслеживает весовые характеристики и, в случае, если таковые превышают установленный лимит, специальная видеокамера фиксирует номер авто-нарушителя. К настоящему моменту ведется установка видеонаблюдения на всех объектах. В дальнейшем нерадивому владельцу предъявляется извещение с требованием оплаты штрафа. Естественно, что при скоростном режиме движения могут возникнуть несоответствия и погрешности при измерении весовой нагрузки. Для таких случаев на трассах будут предусмотрены пункты контрольных весов, которые призваны устранить возможные противоречия. По словам руководителя «Росавтодора», основным камнем преткновения будет не оснащение транспортных артерий страны техническими средствами, а четкая координация всех служб, непосредственно задействованных в регулировании движения автотранспорта – «Росавтодора», службы транспортного надзора и ГИБДД.
Принимать меры в решении этого вопроса следует уже сейчас, иначе ситуация лишь усугубиться. Так, на сегодняшний день, около 70% автодорог федерального значения рассчитаны на нагрузку до 10-ти тонн, что вдвое меньше, чем способен дать современный автопоезд. На периферии ситуация еще более критична: нормативным требованиям по прочности удовлетворяет лишь 41% дорог.
По словам экспертов, подобное нововведение будет выгодно и самим компаниям-грузоотправителям, которые из-за диспропорции состояния дорожной сети и технических норм грузовых средств ежегодно терпят убытки в размере 4 млрд. рублей.