На сегодняшний день большинство крупных компаний – производителей грузовых автомобилей предпочитают самостоятельно готовить квалифицированные кадры. Происходит это в основном путем обучения на курсах повышения квалификации и водительского мастерства. К сожалению, в России такие курсы пока не получили должной популярности и востребованности, как, например, в Германии, но в то же время широко практикуются однодневные курсы экономичного вождения. Подобное обучение организовано компанией Volvo. Кроме того, есть отдельные курсы для водителей крупногабаритных транспортных средств, перевозящих грузы, и обслуживающих предприятия, выполняющие промышленное кондиционирование. Однако наряду с этим, в России нет комплексной системы подготовки водителей – профессионалов, знающих не только устройство автомобиля, но и законодательство хотя бы нескольких стран – «партнеров» в данной области.
В наше время дальнобойщиком может стать практически любой водитель, в правах которого есть отметка о категориях «С» и «Е». Однако, как показывает многолетняя практика, наличие категорий не говорит о качестве подготовки водителя и вовсе не гарантирует отсутствия проблем в дороге. Как известно, все люди разные и водители при этом не исключение. У каждого из них свои изъяны. К примеру, одни не дисциплинированны и безответственны, другие – не обладают опытом экономичного вождения, поэтому регулярно привозят квитанции за перерасход топлива и нарушение скоростного режима, третьи – просто не отличаются внимательностью на дорогах. Все это, безусловно, говорит о том, что найти сегодня хорошего, профессионального водителя – дальнобойщика становится все сложнее.
По мнению специалистов водителей – дальнобойщиков необходимо готовить уже сегодня, а не когда-нибудь в отдаленном будущем. Причем для того, чтобы привлечь молодежь в эту профессию, сегодня проводятся различные конкурсы мастерства. К сожалению, их совсем немного, но, как говорится, главное, что начало положено. Кроме того, вступление России в ВТО должно еще больше «подстегнуть» общество к скорейшему принятию важных решений по подготовке водителей магистральных автопоездов.